Вторник, Сентября 26, 2017
   
Text Size

Стажировка в Берлине

Стажировка в Берлине

Оказаться в Берлине в знаменательный день 9 Мая – символично и значительно. Погрузиться в Берлин как особый  исторический  город с эклектичной архитектурой, современный,  но неспешный – радость и удивление. Особенно, если  наблюдаешь его  не столько из окна сегодняшнего дня, сколько из  окна прошлого – военного и такого ощутимого в Берлине. Повезло нам, кто, изучая или  преподавая историю XX века, смог увидеть  историю войны с недостающей без поездки в Германию позиции – позиции страны агрессора. Было интересно:  Как помнят войну  в Германии сегодня? Что говорят? Как выглядят музеи, посвященные теме террора? Как изучают войну и  геноцид народов в школах?  Вопросы нашли ответы…

В Берлине множество памятников, посвященных войне и жертвам Холокоста.

Памятники не совсем привычны по виду и концепции. В основном, это символичные, требующие  внутренней расшифровки и душевного ответа  рукотворные сооружения.  Один из них - Мемориал жертвам холокоста в Берлине, который  находится в  самом центре города. Это большое  поле, на котором рядами стоят обелиски. Разной высоты, ровные серые бетонные блоки. Войдя внутрь  этого лабиринта, состоящего из сотен глыб - возникают десятки ассоциаций. Там неспокойно, одиноко и пронзительно страшно.

Еще один потрясающий памятник  в центре Берлина - посвящен жертвам травли людей с нетрадиционной ориентацией в эпоху нацизма. Это большой черный короб (прямоугольник) – с небольшим окошком внутри. Заглядывая в это темное стекло можно видеть  кадры из документальных фильмов ушедшей эпохи, с особым, личным содержанием. И возникает ощущение, что ты заглядываешь в замочную скважину – в  личное пространство жизни человека и становится не по себе…

Памятник на одном из  бывших вокзалов Берлина, откуда уходили поезда с еврейскими узниками в концентрационные лагеря.  На отметинах в асфальте даты и цифры ….26 сентября 41 года – 300 чел, 28  октября 41 года – 1100 человек и так до конца войны. Последняя дата  апрель 1945… 

Конечно, не случайно, вот уже который  год, семинар приурочен к дате Праздника Победы. И один из грандиозных в Берлине – памятник советскому солдату в Трептов парке – мы посетили именно 9 мая. Великая гордость и трепет, чувство единения и благодарности…

 

Дом Ванзейской конференции — современный музей (его руководители -  приглашающая сторона  для участников семинара) – стал одним из мест работы  нашей стоящей групп, состоящей из педагогов, архивистов, методистов из нескольких регионов нашей страны.

На Ванзейской конференции были определены пути и средства «окончательного решения еврейского вопроса» — программы геноцида еврейского населения Европы.

 

Классический музей, с прекрасной экспозицией, работающий по современным методикам – «экскурсия в экскурсии» (новое для многих из нас), «демократичный выбор» - (когда школьникам предлагается до 50 тем на выбор и путем демократичного голосования выбирается одна с которой и работают на «погружение»).

Интересным был воркшоп на тему: «Фотография, как исторический источник». Вообще  теме работы с фотографией, ее особенностям и  ошибкам интерпретаций разговор был посвящен не раз, что значительно расширило  профессиональный арсенал педагогов.  В частности к ней подробно  подходил немецкий экскурсовод  в Документальном центре «Топография террора».

Одним из потрясений – была поездка в Ориенбаум - мемориальный комплекс Заксенхаузен. Концлагерь Заксенхаузен известен как одно из самых жестоких мест фашистского режима. Сюда попадали все те, кого Третий Рейх считал «нежелательными элементами». Чешский писатель Адольф Бургер, бывший заключённый Заксенхаузена, работавший в мастерской по изготовлению фальшивых банкнот, написал об этом книгу «Мастерская дьявола». В 2006 году году вышел австрийско-немецкий художественный фильм «Фальшивомонетчики» по его книге. В 2007 году картина была номинирована на премию Оскар.

Гимназия Драйлинден, расположенная в одном из фешенебельных районов Берлина – была не столько познавательной, сколько  удивительной, начиная с коридоров самой школы – похожей скорее на арт - выставку, чем на школьные стены. Молодой, увлеченный своим делом директор рассказал, что в школе обучаются дети беженцев (из 500 школьников 40 человек из Сирии). Продуманные программы адаптации и обучения инофонов  дают прекрасные плоды. Дети через  несколько месяцев уже присоединяются к своим сверстникам из Германии. 

Один из выводов:  не было бы второй мировой войны, ее уроков, не было бы и  особого отношения в Германии  к гонимым, к тем,  кто просит убежища…

Прошлое предопределяет настоящее!

 Морозова Ольга Евгеньевна,  зав.кафедрой  образовательных технологий ВИРО.

дизайн
Компания Сансити

Статистика

Просмотры материалов : 5225470
Сейчас 95 гостей онлайн

Copyright © 2011 Владимирский институт развития образования им.Л.И.Новиковой, г.Владимир пр-т.Ленина д.8а т.(4922)36-68-06 (Лиц.№2626 от 07.02.2005)